Инклюзивная культура в условиях музейного пространства

С 10 по 11 декабря в Музее военной формы Российского военно-исторического общества Российский фонд культуры провёл форум «Формирование инклюзивной культуры в условиях музейного пространства». Форум собрал экспертов, в том числе из многих российских регионов, на котором у собравшихся появилась уникальная возможность поделиться опытом использования инклюзивных практик в рамках музейного пространства с разной направленностью.

Общеизвестно, что инклюзия- это процесс включения людей с ментальными и физическими особенностями в общественную и культурную жизнь, процесс создания всех необходимых условий для комфортного нахождения в городской среде для тех, чьи возможности ограничены. Музей в современной России – одно из самых доступных и посещаемых учреждений культуры, поэтому формирование и развитие инклюзивной культуры в музейном пространстве - актуальный вопрос не только для профессионального музейного сообщества. В настоящее время инклюзия в большинстве музеев становится социальной нормой. При этом само музейное сообщество, стараясь быть «максимально инклюзивным» сталкивается с определенными трудностями и вызовами. В последние годы появились и успешно реализованные новые методики работы с людьми с ограниченными возможностями.

Работу форума открыла Исполнительный директор Музея военной формы Елена Валерьевна Синицина, зачитавшая к участникам и гостям собрания обращение заместителя министра труда и социальной защиты Российской федерации Алексея Витальевича Вовченко: «Обеспечение условий доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья крайне важно. Формирование и развитие инклюзии в музейном пространстве - актуальный вопрос не только для профессионального музейного сообщества. Несмотря на определенные трудности и вызовы, с которыми мы сталкиваемся в данном направлении, особенно радует, что для российского общества в настоящее время обеспечение инклюзии в музее становится социальной нормой», - говорилось в послании.

В своём докладе-презентации Елена Валерьевна Синицина рассказала о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при модернизации пространства Музея военной формы и музея Московских стрельцов. Показав сравнительные фотографии “до” и “после” реставрации, Елена Валерьевна отметила проблемы, с которыми приходится сталкиваться при обустройстве исторического пространства для людей с ограниченными возможностями.

С приветственными словами к собравшимся обратились: начальник Управления координации государственных программ и региональных проектов Департамента образования и науки г.Москвы Мария Александровна Обуховская, руководитель направления социокультурной интеграции Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с расстройствами аутического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета Евгения Владимировна Хилькевич и руководитель проекта «Мегаполис на ладони» Центра социальной интеграции Дианы Гурцкой Юлия Игоревна Гуляева.

Затем на пленарном заседании выступили докладчики. Светлана Александровна Майструк, заведующий сектором по работе с маломобильными посетителями СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор” выступила с докладом: «Организация работы с маломобильными посетителями в рамках государственной программы «Доступная среда» в Государственном музее-памятнике “Исаакиевский собор”. Она рассказала о создании необходимых условиях для колясочников, позволяющие им не только познакомится с экспозицией Исаакиевского собора и Спаса на Крови, но и подняться на смотровую площадку, где обеспечены необходимые условия комфортного пребывания в непогоду.

Светлана Леонидовна Николаева, методист сектора по работе с маломобильными посетителями СПб ГБУК “ГМП “Исаакиевский собор” выступила с докладом «Экскурсионные маршруты для незрячих посетителей в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор», в котором рассказал о программе, позволяющей незрячим посетителям музея лучше узнать историю государства и собора с помощью 3D-моделей.

Начальник отдела научно-методической работы ГБУ “Музей-заповедник «Казанский Кремль» Дарья Владимировна Муратова и её коллега ведущий специалист отдела научно-методической работы Дарья Михайловна Нелюбина выступили с докладом “Инклюзивные практики Музея-заповедника “Казанский Кремль”. Они рассказали об успехах и проблемах организации инклюзивной программы. Они отметили, что музей доступен для любых посетителей, кроме маломобильных, так как в здании XIX века нет технической возможности установить межэтажный лифт.

Екатерина Сергеевна Селезнева, директор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности выступила с докладом: “Инклюзивные практики: опыт еврейского музея и центра толерантности”.

По ее словам, все проводимые выставки адаптированы для любой группы посетителей. Музей проводит экскурсии для слабослышащих. Для людей с ментальными особенностями существуют специальные экскурсии и мастер-классы. Сейчас музей сосредоточен на адаптации экспозиции музея для слабовидящих посетителей.

Жанна Андреевна Антипушина, ученый секретарь Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева выступила с докладом “Опыт создания инклюзивной экспозиции “12 признаков живого”.

По ее словам, при создании выставок они ставят перед собой задачу задействовать все органы чувств посетителей. Сложную тему мироустройства и природы экспонаты выставки раскрывают через ассоциации, запахи, цвета. Экспозиции адаптирована под все категории посетителей.

Старший научный сотрудник отдела Древней Истории народов Урала Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера Александра Павловна Дмитриева и заведующая кафедрой детской литературы ГБУК СО “Свердловская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. Д.Н. Мамина-Сибиряка Римма Гарифулловна Садыкова выступили с докладом: “Прикосновение к прошлому”: опыт реализации культурно-образовательного проекта для людей с проблемами зрения.

Коллеги полностью провели слушателей через все этапы реализации проекта. Они объяснили важность достоверности и детализированности экспонатов, через которые слепые и слабовидящие посетители могут изучить историю. Они также отметили важность сотрудничества с другими организациями, заинтересованными в просвещении и инклюзии.

Марина Валерьевна Потанина, куратор направления “Гостеприимство” ГБУК г. Москвы “ГМЗ “Царицыно” выступила с докладом: “Инклюзивные практики в музее-заповеднике “Царицыно”. По её словам, заповедник соблюдает тонкий баланс между парком и музеем, поэтому в экспозициях используется вся доступная территория, в том числе не располагающаяся в зданиях. Спикер выделил четыре основных вектора развития: культурное наследие, культура участия, инклюзия, устойчивость. Важным фактором при реализации любого проекта является одобрение той группы, для которой он создавался.

Во время перерыва участники и гости Форума представили выставку «Большие классики», на которой смогли больше узнать о жизни и творчестве российских деятелей культуры и искусства – Галины Улановой, Майи Плисецкой, Михаила Булгакова, Юрия Никулина и многих других. В частности, на выставке представлено уникальное платье и туфли, созданные Пьером Карденом специально для Майи Плисецкой, в которых она танцевала партию Анны Карениной в одноименном балете известного композитора Родиона Щедрина (мужа балерины), а также кастаньеты Китри из балета «Дон Кихот» Людвига Минкуса.

Вторую часть пленарного заседания открыла Вера Петровна Рейхет, советник директора по просветительской деятельности Центрального выставочного зала “Манеж” докладом: ”Инклюзивная программа Центрального выставочного зала “Манеж”. По ее словам, путь выставочного зала в инклюзии начался в 2018 году. С этого момента “Манеж” организовал большое количество инклюзивных проектов. Однако существует проблема, связанная с особенностью выставочного зала: не всегда есть возможность сделать копии объектов, так как выставки обычно не длятся дольше двух-трёх месяцев.

Ольга Максимовна Чистанова, исполнительный директор Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России), проект “Инклюзивный музей” представила: “Проект “Инклюзивный музей”: зачем и для кого?” Проект стартовал в 2017 году и сейчас “Инклюзивный музей” сотрудничает с экспертами, партнерами и фондами. Миссия проекта - развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью разными музейными средствами. Сейчас активно повышаются эффективность, качество, содействие распространению и обучению персоналов музея для работы с людьми с различного рода ограничениями.

Татьяна Сергеевна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея, кандидат биологических наук представила доклад: “Основные принципы подготовки и организации меж музейного инклюзивного проекта в рамках Всероссийской инклюзивной акции “Музей для всех!”. Акция охватывает всю территорию Российской Федерации, что позволяет всем жителям страны участие в программе.

Юлия Валерьевна Тугаринова, заведующий центром музейной инклюзии ФГБУК “Государственный музей истории религии” выступила с докладом: “Инклюзивные выставочные проекты в пространстве постоянной экспозиции музея. Из опыта Государственного музея истории религии.” В своей речи она отметила, что музей освещает не только историю религии, но и особенности менталитета разных культур, традиции и быт. Инклюзивные объекты также вписаны в разные религиозные направления, что позволяет всем категориям посетителей через органы чувств погрузиться в другую культуру.

Екатерина Ивановна Шуваева, директор автономной некоммерческой организации по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью “Колесо обозрения” (АНО “Колесо обозрения”) выступила с докладом: “Жизнь после пандемии: будущее онлайн-программ для людей с ментальными особенностями. Организация создает онлайн-инструкции для других музеев по работе с людьми с ментальными особенностями, также проходят мастер-классы и онлайн-лекции. Все материалы размещены на сайте организации.

Екатерина Николаевна Денисюк, заведующий отделом просветительской деятельности ФГБУК “Российский национальный музей музыки” выступила с докладом: “Результаты и перспективы работы по созданию условий “Доступной среды” в Российском национальном музее музыки”.

Музей предоставляет возможность творческого самовыражения, что реализуется через программы для посетителей с физическими и ментальными особенностями.

Первый день форума завершился торжественным награждением всех спикеров. После окончания пленарного заседания некоторые представители музеев посетили выставку “Большие классики”, где смогли ознакомиться с инклюзивными экспонатами для разных категорий посетителей.

В рамках Форума были проведены круглые столы с выступлениями экспертов, представителей различных музейных институций из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Красноярска, Тулы и других регионов; государственных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров; некоммерческих и общественных организаций по следующим направлениям:

1.«Новые возможности»

Спикеры осветили вопросы, связанные не только с особенностями восприятия различных целевых групп, но и представили опыт создания в организациях инклюзивных творческих лабораторий, выступающих как инновация в деятельности организации культуры.

2. «Музей на кончиках пальцев»

Музеи активно работают с незрячими или слабовидящими посетителями. Повсеместно внедряется шрифт Брайля, изготовляются 3D-копии скульптур, тактильно-сенсорные картины. Где найти качественную полиграфию: цифровые «говорящие» книги, издания выполненные укрупненным и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также рельефно-графические пособия?

Участники поделились инструментами адаптации музейных экспозиций для незрячих и слабовидящих посетителей, решениями для интерьера и контента».

Была представлена программа для незрячих и слабовидящих посетителей «Прикоснись к истории» и инновационный книжный проект в сфере реабилитации детей с особыми образовательными потребностями «Атлас восприятия иллюстраций».

3. «Дом, который построил…»

Инклюзивная среда подразумевает под собой активное внедрение технических средств: пандус при входе, лифт/подъёмник для перемещения с этажа на этаж, оборудование специального туалета, специальная разметка, отсутствие острых углов, понятная навигация. Как воплотить на практике инклюзивную среду в музее, являющимся памятником архитектуры?

Участники обсудили критерии создания доступного музейного пространства, возникающие трудности, поделились опытом решения задач, связанных с обеспечением безбарьерной среды.

4. «Быть услышанным» - проект, где выступили преимущественно представители благотворительных организаций, реализующих социокультурные проекты и сотрудничающих с музеями по вопросам развития инклюзивной культуры, разработки и проведения образовательных программ для сотрудников музеев и посетителей с инвалидностью, создания инклюзивного музейного пространства, максимально комфортного для посетителей с разными особенностями и потребностями.

Круглый стол «Новые возможности»

Модератор: Болсуновская Надежда Александровна, председатель Общественного движения "Право на счастье"

Участники:

-Шевченко Татьяна Сергеевна, Начальник обособленного структурного подразделения Государственного бюджетного учреждения Центра реабилитации инвалидов «Царицыно». Доклад: «Особенности проведения экскурсий для детей с двигательными нарушениями».

- Князева Александра Ильинична – социальный психолог Региональной общественной организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко». Доклад: «Музей без границ».

-Пирогова Эмилия Геннадьевна, руководитель начальной школы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова", участник проекта «Ресурсная школа». Доклад: «Восприятие информации детьми с ментальными расстройствами».

- Селиверстова Анна Викторовна, учитель ориентировки Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых». Доклад: «Роль экскурсии в жизни ребенка с глубокими нарушениями зрения».

- Герфанова Эльвира Альбертовна, учитель охраны и развития зрительного восприятия, тифлокомментатор Государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых». Доклад: «Роль экскурсии в жизни ребенка с глубокими нарушениями зрения».

- Бобкова Светлана Витальевна, Руководитель объединения глухих экскурсоводов «Жест в музее», учитель истории и обществознания в Государственном казенном образовательном учреждении СКШИ (специальная коррекционная школа-интернат) №65. Доклад: «Особенности восприятия информации в музее глухими посетителями».

- Думенко Игорь Сергеевич, Директор Государственного музея "Интеграция" имени Н.А. Островского. Доклад: «Инклюзивные творческие лаборатории как инновация в деятельности организации культуры».

Круглый стол «Музей на кончиках пальцев» (2 этаж. Учебный корпус)

Модератор: Ваньшин Сергей Николаевич, Генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов - Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реакомп»

Участники:

- Андриевич Юлия Васильевна, руководитель проекта Inclusive Division. Доклад: «Адаптация музейных экспозиций для незрячих и слабовидящих посетителей. Решения для интерьера и контента».

- Перескокова Елена Викторовна, руководитель направления Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий «АУРА-Тех»

Тема доклада: «Адаптация экспозиции»

- Сорокина Ольга Вячеславовна, координатор проектов Регионального благотворительного общественного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» Тема доклада: «Атлас восприятия иллюстраций» - инновационный книжный проект в сфере реабилитации детей с особыми образовательными потребностями

- Шашина Ирина Игорьевна, координатор проектов Регионального благотворительного общественного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Тема доклада: «Атлас восприятия иллюстраций» - инновационный книжный проект в сфере реабилитации детей с особыми образовательными потребностями

- Шведова Елизавета Геннадьевна, начальник участка рельефно-графических пособий Издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логосовос». Тема доклада: Представление Издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логосовос»

Круглый стол «Дом, который построил…»

Модератор Болсуновская Надежда Александровна, председатель Общественного движения "Право на счастье"

Участники:

- Жураковская Полина Борисовна, старший научный сотрудник кураторского отдела Музея Москвы. Тема доклада: «Опыт формирования инклюзивной среды в Музее Москвы на примере образовательно-экспозиционного проекта "Я и город"»

- Леухина Анастасия Юрьевна, заместитель директора по просветительной и экскурсионной деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-усадьба «Остафьево» - «Русский Парнас». Тема доклада: «Создание доступной среды в культурном пространстве «Государственного музея-усадьбы «Остафьево» - «Русский Парнас»

- Локтева Анна Александровна, экскурсовод I категории Государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы «Музей-панорама «Бородинская битва». Тема доклада: «Пусть зазвучит Бородино», Кутузовская изба и интерактивный фонд музея в работе со школьной аудиторией с нарушениями зрения»

- Аникеева Екатерина Владимировна, старший научный сотрудник, куратор инклюзивной деятельности Краевого государственного бюджетного учреждения культуры г. Красноярска «Красноярский художественный музей им. Василия Ивановича Сурикова». Тема доклада: «Современные музейные практики по социализации людей с инвалидностью на примере деятельности Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова»

- Болсуновская Надежда Александровна, председатель Общественного движения "Право на счастье" в поддержку людей с инвалидностью и развития инклюзивной среды в Красноярском крае Красноярской региональной общественной организации свободного творчества "АЭРОСТАТ", руководитель ресурсного центра поддержки инклюзии, обладатель премии "Человек года" г. Красноярска в номинации "Благотворительность", обладатель премии "Команда Путина: люди -людям". Тема доклада: «Новые возможности»

- Корнакова Юлия Геннадьевна, заведующая отделом музея Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева» Тульского филиала

Тема доклада: Адаптация музейных программ для детей и взрослых с расстройством аутистического спектра. Из опыта работы.

Круглый стол «Быть услышанным…»

Модератор: Андреева Марина Владимировна, начальник научно-методического отдела Музея военной формы.

Участники:

- Галиева Нурсина, менеджер проектов Центра сопровождения семьи, Благотворительный Фонд «Даунсайд Ап». Тема доклада: «Взаимодействие с благотворительным фондом Даунсайд Ап для формирования инклюзивной культуры в условиях музейного пространства»

- Харабрина Татьяна Васильевна, куратор проектов «Российского комитета Международного совета музеев «ИКОМ России». Тема доклада: «Опыт реализации Грантового конкурса проекта «Инклюзивный музей»

- Фаевцева Екатерина Евгеньевна, руководитель отдела по развитию лидерских качеств у детей с инвалидностью и универсального дизайна Региональной общественной организации инвалидов "Перспектива". Тема доклада: «Универсальный дизайн, аудит "Доступной среды"»

- Соколова Наталья Дмитриевна, исполнительный директор Фонда поддержки слепо глухих «Со-единение». Тема доклада: «Создание доступной среды в культурном пространстве для людей с нарушениями слуха, зрения и другими нозологиями, с точки зрения специфики работы фондов»

- Скуратовская Ирина Петровна, руководитель направления «Инклюзия в действии» благотворительного фонда «Гольфстрим». Темадоклада: «Создание инклюзивного выставочного проекта «Искусство быть».

- Куракин Павел Олегович, Президент Благотворительного фонда «Адели».Тема доклада: «Социальная деревня «Живоносный Источник»